Список книг, которые стоит прочесть каждому родителю
- Ю. Гиппенрейтер Общаться с ребенком как?
- Ю. Гиппенрейтер Общаться с ребенком так!
- Ю. Гиппенрейтер Большая книга по общению с ребенком
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать
- Монина Г.Б., Лютова Проблемы маленького ребенка
- Млодик И. Книга для неидеальных родителей или Жизнь на свободную тему
- Млодик И. Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили
- Оклендер В. Окно в мир ребенка
- А.С. Спиваковская Как быть родителями
- С. Степанов Большой мир маленьких детей
- Д. Бретт Жила-была девочка, похожа на тебя…
- Леви В. Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок
- Эда Ле Шан. Когда ваш ребенок сводит вас с ума
- К. Росс Как справляться с гневом ребенка
- Я. Корчак Как любить ребенка
Подготовил педагог-психолог Звягова А.В.
Рекомендации для родителей
Зачем рассказывать детям сказки.
Сказки детям перед сном должны стать доброй семейной традицией. И вот почему: 1. Всего пятнадцать минут чтения детям вслух – и ваш малыш станет послушней и смелее, будет более открыт и внимателен к миру. Совместное обсуждение историй и общение по поводу книжки стимулируют интерес ребенка к самостоятельному чтению, развивают воображение и словарный запас. 2. Сказки - это универсальный детский язык. Следя за судьбами сказочных персонажей, ребенок начинает разбираться в повседневных вещах. Именно через мир фантазии и образов ребенок учится анализировать и понимать реальность. С одной стороны, мир в сказках прост: существует отчетливая граница между добром (работящая Золушка) и злом (жестокая мачеха), с другой – поднимает важные для детского мироздания проблемы (жадности и щедрости, добра и зла, одиночества и дружбы, эгоизма и сотрудничества). 3. Сказки воспитывают. В сказочных героях дети видят себя, т.е. отождествляют себя с ними. Если ребенок жадничает, почитайте ему «Сказку о рыбаке и рыбке», а если любит приврать - подойдет «Заяц-хвастун». 4. Сказки на ночь утешают и настраивают на позитивный лад. Сказка обязательно должна заканчиваться хорошо. Это своеобразный инструмент позитивного внушения – мир порой несправедлив, в нем есть отчаяние, что-то может не получаться, но добро всегда побеждает зло, упорство поможет справиться с любыми трудностями, есть друзья и пр. Потому прочитанная ласковым маминым голосом знакомая история - это самое лучшее средство для того, чтобы успокоиться. Вы можете сами придумать историю, которая поможет перестать бояться зубного врача или разобраться в ссоре с другом, помочь пережить тревогу перед походом в школу. 5. Сказки помогают понять себя. Вы замечали, что дети могут часами слушать одну и ту же сказку? Зачастую это сигнал, что их что-то тревожит, интересует или радует. Если ваш ребенок требует, чтобы вы все время читали ему «Гадкого утенка», возможно, он чувствует себя одиноким и беспомощным в садике. Если вы знаете, что у него проблемы (например, поссорился с другом), а сам он не хочет об этом говорить, не настаивайте, лучше выберите подходящую сказку, и вы наверняка подскажете ему, как все исправить. Такая проблемно-ориентированная сказка позволяет ребенку сконцентрироваться на проблеме, порешать ее, дает ощущение, что он не один, что его чувства поняты. Очень вероятно, что ребенок откроется вам, расскажет то, о чем так непросто говорить напрямую.
Подготовил педагог-психолог Звягова А.В.
|
Источник Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии
Рекомендации для родителей
Кризис 7 лет
При переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок 6-7 лет резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Эти изменения носят глубокий и сложный характер.
В период кризиса 7 лет происходит существенное изменение всего психологического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с окружающими его людьми.
Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения в поведении:
- Манерничанье
- Нарочитость
- Нелепость
- Искусственность поведения
- Паясничанье
- Вертлявость
- Клоунада
По мнению Л. С. Выготского, такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об утрате “детской непосредственности”. Дети старшего дошкольного возраста перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является разделение в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.
Потеря непосредственности связана с тем, что между желанием что-то сделать и действием ”вклинивается” интеллектуальный момент:
Ребенок начинает размышлять, прежде чем действовать. Пытается оценить свой поступок с точки зрения его возможных последствий.
В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания.
Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять более “взрослое” положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность, а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.
Психологи выявили связь кризиса семи лет и успешности детей в школе. Оказалось, что дошкольники, в поведении которых до поступления в школу замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньше трудностей, чем те дети, у которых кризис семи лет до школы никак не проявлялся.
Рассматривая старший дошкольный возраст как кризис или переходный период развития, можно сделать такие выводы
- Кризисы развития неизбежны и в определенное время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, сглаженно, а у других бурно и очень болезненно.
2. Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том что ребенок стал старше и готов к более серьезной деятельности и более “взрослым” отношениям с окружающими.
3. Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменения в детском самосознании.
4. Появление кризиса в 6-7 летнем возрасте говорит о социальной готовности ребенка к обучению в школе.
Как справиться с кризисом семи лет?
1. Прежде всего нужно помнить, что кризисы - это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
2. Причина острого протекания кризиса - несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованы, и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
3. Измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно относитесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
4. Тон приказа и наказания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
5. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
6. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!
Подготовил педагог-психолог Звягова А.В.
Источник:
- Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М.: ВЛАДОС, 2001. 256 с. (Подготовка детей к школе)
Рекомендации для родителей
Кризис трех лет
1. Замечайте те позитивные изменения, которые происходят в ребенке, в соответствии с этим меняйте прежний стиль взаимоотношений.
2. Выработайте правильную линию своего поведения, более гибкую в воспитательных воздействиях, варьируя ее в зависимости от конкретного случая их применения.
3. Не ругайте и не наказывайте ребенка за все неприятные для вас проявления им самостоятельности, активности.
4. В доме создайте такие условия, в которых ребенок ощущал бы, что он уже взрослый, а не малыш: расширяйте в пределах разумного его права и обязанности.
5. Учитывайте потребности малыша, организуя общение с ним.
6. Уважайте ребенка, но и учите его при этом уважать других.
7. Упрямство, непослушание и негативизм ребенка воспринимайте как временные, переходящие проявления, которые неизбежны в период кризиса.
8. Используйте форму запрета или отказа только тогда, когда это нужно.
9. Чтобы ваши объяснения были простыми и понятными, выработайте четкие, единые требования к малышу: что «надо», чего «нельзя», что «можно» и руководствуйтесь ими. Ребенок чувствует непостоянство взрослых, и если есть малейшая возможность, старается добиться своего, во что бы то ни стало.
10. Поощрения и наказания должны быть правильно сбалансированы.
11. Не произносите часто глаголы, тормозящие деятельность ребенка (не трогай, не бегай, не бери и т.д.).
12. Сотрудничайте с ребенком, а не руководите им. Ваши приказы, резкие запреты демонстрируют неуважительное отношение к ребенку, могут спровоцировать агрессивную вспышку.
13. Чаще произносите фразы типа: «Ты уже большой»; «Молодец! Ты делаешь все сам» и т.п.
14. Если ребенок не желает есть, не следует упрашивать его - создайте игровую ситуацию: предложите покормить «голодного мишку», «котенка» и т.д.
15. Если ребенок упрямится, убедитесь, что поблизости нет предметов, которые угрожают его безопасности. Подождите, пока он немного успокоится, заинтересуйте чем-либо, отвлеките: «Посмотри, что у меня есть...», «Посмотри, кто это идет! Скорее иди сюда...». Ругань, шлепки не имеют смысла.
Помните:
Истеричность и капризность требуют зрителей - не становитесь таковыми и не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая непослушная девочка!» Ребенок только этого и ждет.
В любой ситуации следует проявлять терпимость к ребенку. Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у вас - действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть - можно.
Не нужно подчеркивать свою силу и превосходство над ребенком, противодействуя ему во всем - необходимо быть «рядом» с ним.
Подготовил педагог-психолог Звягова А.В.
Литература:
1. Макарычева Н.В. Проблемы раннего детства - М.: АРКТИ, 2005.
2. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка - СПб.: Издательство «Речь», 2005.
Консультация для родителей
Страхи и тревоги от родителей к детям
Дети дошкольного возраста усваивают язык чувств — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.
С другой стороны, дети овладевают умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них…
Но дети дошкольного возраста все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.
Поведение детей, выражение их чувств — важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Одной из причин подавленного эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности.
Основная причина детской тревожности - внутренний конфликт, т.е. столкновение в душе ребенка двух противоречащих друг другу устремлений. В основе этого столкновения могут быть: противоречивые требования к ребенку, требования не по силам, не по детским возможностям; требования ранящие ребенка, ставящие его в униженное, зависимое положение; отрицательное отношение к ребенку; эмоциональное отвержение близкими людьми.
Одной из причин возникновения в детской душе внутреннего конфликта является значимый взрослый. Если ребенку не дорого мнение взрослого, то вряд ли его упреки будут вызывать в детской душе терзания, но если оценку своих поступков или способностей он получает со стороны человека, на мнение которого он привык опираться, то может возникнуть внутренний конфликт.
Как развивается тревожность?
Предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с детьми. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание).В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах.
Ребенок, потерявший уверенность в себе, теряет постепенно и свое психическое здоровье. Он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что-нибудь не так, то есть испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование — тревожность.
Воспитание по типу гиперопеки может сочетаться с симбиотическим, то есть крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением).
Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности.
Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.
Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, — частые упреки, вызывающие чувство вины:
1) «Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова»;
2) «Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся».
В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями.
Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог.
Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами вроде: «Заберет тебя дядя в мешок», «Уеду от тебя» и т. д.
Помимо перечисленных факторов, страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.
Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи — непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты.
Неуверенность в себе, как черта характера — это самоуничижительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность, как черта характера — это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер. Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других.
Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.
Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту, «уходя в мир фантазий». В фантазиях он разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его невоплощенные потребности. Фантазии — одно из замечательных качеств, присущих детям. Для нормальных конструктивных фантазий характерна их постоянная связь с реальностью. С одной стороны, реальные события жизни ребенка дают толчок его воображению (фантазии как бы продолжают жизнь); с другой стороны, сами фантазии влияют на реальность — ребенок испытывает желание воплотить свои мечты в жизнь. Фантазии тревожных детей лишены этих свойств. Мечта не продолжает жизнь, а скорее противопоставляет себя ей. Этот же отрыв от реальности присутствует и в самом содержании тревожных фантазий, которые не имеют ничего общего с фактическими возможностями и способностями, перспективами развития ребенка. Такие дети мечтают вовсе не о том, к чему действительно лежит у них душа, в чем они на самом деле могли бы проявить себя.
Тревожность как определенный эмоциональный настрой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается ближе к 7-ми и особенно 8-ми годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов.
Главным источником тревог для детей дошкольного возраста оказывается семья. Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании творческого мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.
Рекомендации для родителей по снижению тревоги у детей:
1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши воспитатели (учителя) понимают! Бабушку лучше слушай! ») .
2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается что-нибудь, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.
6. Избегайте состязаний и каких-либо видов робот, учитывающих скорость.
7. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
8. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
9. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
10. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
11. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
12. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
13. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
14. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
15. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
16. Не унижайте ребенка, наказывая его.
Подготовил педагог-психолог Звягова А.В.
Используемые источники:
|
- Оклендер В. Окна в мир ребенка
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика